Обзор дисков

4.03.2010
<><>

ОБЗОР ДИСКОВ

HAROLD BUDD
The Room

Знаменитый композитор выпустил диск, выдержанный в духе своих лучших работ начала восьмидесятых годов. Он вновь исполняет красивую медитативную музыку в жанре минимализма с элементами эмбиент и нью-эйдж. Комната, вынесенная в название диска, представляет собой тринадцать различных образов (по количеству композиций), родившихся у автора после посещения венецианских музеев.
На диске звучат, в основном, два инструмента - фортепиано и синтезатор, органично переплетенные друг с другом. Фортепиано местами идет чистым звуком, местами с электронной обработкой, придающей ему гулкое, тусклое звучание, что хорошо передает эффект нахождения в пустынной комнате. Прозрачный звук синтезатора выливается в позванивание колокольчиков и воздушные всплески треугольника. Гитара присутствует немного, но убедительно, расставляя в музыкальной ткани нужные акценты. Интересны вставки на акустической гитаре с добавленной обработкой под арфу. В целом, отличный альбом для релаксации и медитирования, да и просто для успокоения и снятия тревоги. Своего рода, музыкальный транквилизатор.


TRILOK GURTU
African Fantasy

Индийский перкуссионист Трилок Гурту предпринял интересную попытку соединения традиционной индийской и африканской музыки на базе современной хайтековской концепции. Он так озвучил народные инструменты, что они стали звучать подобно электронным, сохранив при этом все присущие им тембры, оттенки и обертоны. В итоге слушателю становится предельно ясна природа звучания таких простых и одновременно непростых инструментов, как перкашн (или мелкие ударные).
Особо удалась композиция Lisa, в которой активно использован синтезатор в сочетании с эффектом делэй для всех инструментов и вокала. Это создает некое потустороннее настроение, которому способствует, также, применение духового инструмента шиннай с эффектом сверхпротяжного эха. Современные инструменты тоже присутствуют, например, гитарные партии очень продуманно исполняет Ник Фишман.


PETER GABRIEL
OVO: The Millennium Show

За основу альбома взят стиль эмбиент, к которому Гэбриэл неравнодушен уже много лет. Поражают масштабность звучания, многозначительность вокала, интересные находки в компьютерных обработках голоса и инструментов. Все это вызывает ощущение дыхания вселенной.
Гэбриэл использует массу электронных приемов, много новых, им созданных звуков. Например, неожиданно звучит бас - супернизкий, насыщенный, сочный; литавры в низких регистрах подчеркивают торжественность перехода в новое тысячелетие. Мощно проходят живые струнные и духовые, стилизованные под электронные. В композиции Tower That Ate People голос певца, обработанный компьютером, звучит с перегрузкой, как гитара с фузом. В песне Time Of The Turning слышны ирландские мотивы. Шоу удалось!


BEBEL GILBERTO
Tanto Tempo

Похоже, что высокие технологии добрались и до босса новы, и, в данном случае, стараниями певицы Бебель Жильберто, позитивно на ней отразились. Босса нова, традиционно ассоциирующаяся с шестидесятыми годами, на которые пришелся всплеск популярности этой бразильской музыки, вдруг зазвучала на удивление остро и современно.
Певица, полностью сохранив дух жанра, записала этот диск, опираясь на электронику и программинг, которые не давят, но придают музыке определенный "завод"; стилистически звучание напоминает, местами, трип-хоп. Об уровне подхода говорит и тот факт, что одна из песен - Samba da Bencro - была записана при участии фирмы Ninja Tune, признанного лидера электронной музыки.

 

EXPERIMENTAL POP BAND
The Tracksuit Trilogy

Стиль этой группы можно определить как электронный пост-панк. Звучание музыканты подогнали под начало восьмидесятых, когда вовсю использовались аналоговые инструменты и "примочки". Ощущение современности создает лишь вокал, который ближе к речитативу - он не поется, а наговаривается, причем сухо, без всякой обработки.
Сама музыка достаточно эклектична: здесь и электропоп, и техно, и хип-хоп. Неожиданно раздаются взрывы атональных аккордов, переходящие в псевдоиспанскую эстрадную патетику. Найденные звуки местами весьма интересны, особенно электронные "дудки" и компьютерные хлопки; необычно звучит голос с флэнджером, придающим ему "крутящийся" эффект. В общем, поэкспериментировали ребята на славу.


CHARLIE WATTS & JIM KELTNER
Charlie Watts/Jim Keltner Project

Скромный барабанщик Чарли Уоттс, просидевший почти сорок лет за спинами своих более знаменитых коллег по Rolling Stones, является тонким и оригинально мыслящим музыкантом, и данный альбом тому подтверждение. На пару с Джимом Келтнером он подготовил девять композиций, каждая из которых посвящена одному из великих барабанщиков, среди которых Арт Блэйки, Макс Роуч, Тони Вильямс, Аирто Морейра и другие.
Стилистически альбом неоднороден: здесь и джаз, и рок, и этника, и электронная музыка. Уоттс программирует все, что только можно - флейту, маримбу, бандонеон, струнные, тромбон, голоса; живые звуки дополняются секвенсорными. Мик Джеггер отметился на диске, сыграв несколько тактов на фортепиано в одной из вещей, Кит Ричардз взял несколько нот на гитаре.

 

FOURTH WORLD
Last Journey

Перкуссионист Аирто Морейра, гитарист Хосе Нето и певица Флора Пурим - музыканты, создавшие проект Fourth World. Им понадобилось восемь лет, чтобы разработать концепцию, которая легла в основу этого диска. Сказалось увлечение Морейры такими жанрами, как джаз-рок, фьюжн и фри-джаз, но он не был бы бразильцем, если бы не вплел в них характерные особенности босса новы. Она присутствует всюду - в мелодии, гармонии, ритме, фразеологии, использовании многочисленных перкашн (мелких ударных). Морейра, кстати, владеет более чем ста двадцатью ударными инструментами. Великолепный перкуссионист Джованни Идальго, участвующий в проекте, значительно усилил звучание альбома по части ритма. В середине диска есть перкуссионный бонус трек - Snake Bite, исполненный двумя выдающимися мастерами своего дела - Морейрой и Идальго, который так и зовет слиться с южной природой в едином тропическом танце.
Вокальные партии Флоры Пурим, жены Морейры, весьма непросты и для восприятия, и для исполнения, однако с какой легкостью она поет! Мелодия, как это часто бывает в жанре босса новы, все время смещается по горизонтали, образуя массу слабых долей, она будто торопится на знойный пляж Рио, а ноты и даже целые фразы, нарочито спетые "между нот", добавляют в музыкальную ткань неожиданные, причудливые краски. Слушая этот альбом, забываешь о суете и погружаешься в мир, наполненный чистой живой энергией, которой так богат южноамериканский континент.

 

SANTANA
Supernatural

Сантана… Что в музыке твоей… такое, что позволяет тебе тридцать лет быть на устах самой разнообразной публики, от тракториста до студента-ботаника? Редко встретишь персону, в творчестве которой так органично переплелись практически все современные стили: рок, джаз, блюз, соул, поп, фьюжн, и все это на основе знойной латиноамериканской электрогитары! Десятилетиями Карлос балансировал на грани серьёзной и поп-музыки, оставаясь при этом самим собой и не теряя чувства меры и вкуса, и вот сейчас, на волне патологического интереса к латиноамериканской музыке, к нему пришел массовый успех.
Альбом Supernatural записан с огромной любовью к каждой композиции. Какой он? Разнообразный, интересный, порой непредсказуемый, в меру импровизационный и в меру латинский. Пропорции соблюдены… Надо отметить, что Сантана, не обладая сам заметными вокальными данными, всегда приглашает ярких, "мачообразных" певцов, которые не тянут одеяло на себя, а работают в едином, нужной всему ансамблю ключе.
Наиболее значительна композиция Put Your Lights On с участием певца по имени Everlast, альтернативная по фактуре, с жестким припевом, глубокая по звучанию и эмоциональному содержанию. Очень красива и даже трагична Love Of My Life, где в первой части происходит диалог гитары и вокала, а вторая часть взрывается мощной гитарной импровизацией. Не обошлось без инструментальной баллады - El Farol бесхитростна, но очень трогательна, интимна, с красивой запоминающейся мелодией. В целом, диск оставляет сильное впечатление, это, безусловно, лучшая работа Сантаны после Milagro.

 

OMARA PORTUONDO
Buena Vista Social Club presents: Omara Potruondo

Омара Портуондо - один из выдающихся женских голосов Кубы. Наряду с Элиадесом Очоа и другими музыкантами она является участницей проекта Buena Vista Social Club, его ведущей леди. В основе данной пластинки лежат такие нетленные танцы, как болеро и хабанера, замечательным образом приправленные симфо-джазом с легким налетом кабаре. Однако танцевать под эту музыку вряд ли получится, она, скорее, для слушания. Нужно отметить, что общий саунд альбома - кристально чистый (чувствуется продюсерская рука Warner Brothers), но, с другой стороны, несколько "прилизанный", что для world music не всегда хорошо.
Настроение альбом создает с первых же нот. Вы словно окунаетесь в волшебную природу Центральной Америки и понемногу начинаете ощущать себя героями сериалов с их простыми, как на ладони, незатейливыми отношениями. Голос у Омары искренний, грустный, проникновенный, эдакая карибская Клавдия Шульженко. Аранжировки отличаются особой тщательностью; тонко выстроена подголосочная сеть, состоящая из гитарных, духовых и фортепианных облигато. Импровизации отсутствуют, однако их с успехом заменяют сольные вставки, исполненные замечательными музыкантами. Особо хочется отметить трэк Ella y Yo, где весьма изысканно сочетаются дуэты двух голосов и двух кларнетов.

 

DUSMINGUET
Postrof

Группа явно находится в поиске чего-то нового, и это похвально. Но жаль, что она в одном альбоме решила показать все, что умеет, использовав все доступные ей выразительные средства. В итоге диск получился несколько хаотичным, а местами он напоминает винегрет из сложносочетаемых продуктов. Здесь есть почти все - румба, рэгги, македонские гармошки и арабские стенания, рэповая начитка и кантри. Дважды использован секвенсор - правда, одним и тем же звуком. Есть и хайтек по латиноамерикански: сэмплы голосовых "ухов" и "ахов", взятые с дешевого синтезатора (наверное, в Латинской Америке не нашлось более приличного инструмента). Использованы на диске и довольно интересные приемы: например, гитара с квакушкой исполняет ту же мелодию, что и аккордеон, представляете? В целом, сложновато для восприятия, не успеваешь настроиться на одно, как тебя уже тянут совсем в другую сторону. Однако румба у них замечательная - ненавязчивая, зажигательная, с характерным нестройным двухголосием, но… и здесь не удержались, и врубили гитару с ревущим "фузом".

 

ELIADES OCHOA
Tribute to the Cuarteto Patria

Гитарист и певец Элиадес Очоа посвятил этот диск группе, в составе которой он выступал много лет. Большинство композиций альбома (не хочется называть это песнями) записаны в стиле, который ряд критиков характеризует как "кампесино" - с характерным басом, пропускающим первые две доли в такте и создающим, тем самым, постоянное движение и скрытую энергию. Гармоническое однообразие (чередование тоники и доминанты) совсем не тяготит, а, наоборот, позволяет гитаре, полной огня и страсти, свободно импровизировать. Прозрачная, культурная перкуссия выполнена с большим вкусом; кажется, что музыка никогда не кончится, хочется под нее раскачиваться и двигаться без остановки. Приятно, что на пластинке очень мало используются избитые фразы "духовенства", как музыканты называют духовые секции в ансамблях. Баллада Por Culpa de Las Mujeres просто великолепна. Пластинка ненавязчивая, ее хочется слушать еще и еще. А я уж думал, что пошлый Рики Мартин навсегда отобьет охоту к латиноамериканской музыке…

 

ЗАПРЕЩЕННЫЕ БАРАБАНЩИКИ
По Ночам

…В двенадцать часов по ночам из гроба встает барабанщик (из репертуара Шаляпина). Очень смешно: и тексты, и музыка, узнаваемые цитаты, музыкантский стеб. Высмеяли все, что смогли. Мрачноватые армяне едут почему-то в Махачкалу. Очаровательна история любви в песне Случай в Макдональдсе, которая начинается в стиле советской эстрады 60-х и переходит в бешеную цыганочку, перемешанную с опереточным канканом. Блестяще "сделали" "Браво" и Сюткина, а также проностальгировали по Человеку-амфибии и тогдашним твистам. Блатняк приделан просто гениально. Не успев выйти на свет, песни альбома были растащены на цитаты: например, Таблетка уже с успехом использована для усиления образа нового русского в спектакле Михаила Горевого "Последний Дон-Жуан".
Но лучше всего у "Запрещенных барабанщиков" получается Латинская Америка, и, конечно, Ямайка: танцы с маримбами, маракасами, папайя, маракуйя, черные сиськи и белые пятки, всем тепло, беззаботно и весело. Растафара, кохайте, покурыте косяку и усе буде добре… Обязательно обратите внимание на песню Чемпион и Королева, где неожиданно появляется Татьяна Анциферова и идет веселая бомба-самба. Орган звучит, словно "Юность" в далеких 70-х, звук отличный, стилизация полная. В общем, от Бреста до Магадана - одна сплошная Гавана…

Георгий Аветисов

Георгий Аветисов - музыкант, литератор, фотограф. В составе подпольной группы «Рикки-Тикки-Тави» сокрушал устои советской эстрады виртуозным исполнением в бешеном темпе джаз-роковых риффов на 13/8. Увлечение Индией и трансцендентальной медитацией чуть не довело Георгия до цугундера, но вовремя наступившая перестройка захлестнула артиста обилием творческих инициатив. Обнаружив в себе способность формулировать музыкально аналитические мысли внятно и даже поэтично, Георгий потянулся к перу. Обладая абсолютным слухом, нетерпим к любой фальши (журнал "Карьера", январь 2005)



4.03.2010

Moby

На фоне небесных струнныхMOBY "18" (2002) Новый диск Моби, вышедший...
4.03.2010

Ну чем не Дикий Запад?

Ну чем не Дикий Запад? -- Какую музыку они играют? -- спросил я у своего старого приятеля.-- Блюз, даже фанк-блюз...
4.03.2010

Продлите нам молодость, mr. Эл!

Продлите нам молодость, mr. Эл Сцена внезапно наполняется жизнерадостными цветами -- нежным лимонным, густым малиновым...
4.03.2010

Артур Пилявин

Погиб Артур Пилявин. На цифре 37.Я выключил свой работавший без остановки сидюк и в полной тишине рухнул в кресло. Пытаясь подобрать какие-то значительные...
4.03.2010

Уважай себя!

Уважай себя! Джо Кокер -- пожалуй, один из...
4.03.2010

Не "наша" музыка

Не "наша" музыка. Почти незамеченным прошел четвертый фестиваль "Богема Джазз". Несмотря на рекламу...
4.03.2010

Блэкмор

БЛЭКМОР Блэкмор - фигура значительная. У...
4.03.2010

Обзор дисков

ОБЗОР ДИСКОВ HAROLD BUDDThe Room Знаменитый композитор выпустил диск, выдержанный...
4.03.2010

В ожидании солнца

В ОЖИДАНИИ СОЛНЦА Четыре длинноволосые головы склонились над отечественным чудом -- кассетным магнитофоном...