Уважай себя!

4.03.2010

Уважай себя!

Джо Кокер -- пожалуй, один из самых ярких исполнителей уходящей эпохи. Благодаря своему голосу. У него уникальная дыхательная техника, появившаяся в процессе подражания Рэю Чарльзу, без которой он не смог бы создать такой оригинальный вокальный стиль, в котором хрипа, сипения и шепота было зачастую больше, чем резонанса...
Кокера нельзя назвать ни разносторонним музыкантом, ни крупным композитором. По его словам, он всю жизнь старается не уходить далеко от блюза. Хитов у него немного, а прославился он исполнением кавер-версий.

***

69-й год. Август. Полмиллиона еще не промокших слушателей. Кокер -- одна из центральных фигур фестиваля. Худой, длинноволосый, с роскошными бакенбардами, в хипповой майке. Он исполняет битловскую With a little help from my friends. Незатейливая, маршеобразная вещица, напетая Ринго Старром за два года до фестиваля, была аранжирована в совершенно ином ключе. Теперь это уже был блюз-роковый вальс, медленный, исполненный Кокером страстно и с надрывом, с характерной для соул знойной женской группой на подпевках. И в дальнейшем, во всех своих основных хитах, он будет удачно использовать женский бэк-вокал. Автором той эпохальной композиции был скромный второй органист его группы Томми Айе, однако все лавры достались Кокеру. Вскоре он получил телеграмму: "Благодарим. Совершенно сказочно. Джон и Пол".
Однако... Последовали годы наркотической зависимости и депрессий. Уже значительно позже, в восьмидесятые, появилась знаменитая You Can Leave Your Hat On из кинофильма "Девять с половиной недель".
С тех пор многое изменилось. Но его голос сохранил свою неповторимость. Джо Кокер продолжает собирать кассу, исполняя песни на грани рок-н-ролла и эстрады. Сейчас большинство его поклонников -- это тетеньки средних лет, на концертах тихонько писающие в трусики от "Шанель".

***

По заведенной ныне традиции концерт задерживали. К семи вечера зал был заполнен всего на треть. Ну не может наша публика, и особенно та, которая регулярно посещает БКД, прийти заранее или хотя бы вовремя!
Ожидание концерта скрашивала Abbey Road, уютно журчавшая из кремлевских динамиков. "Пока не доиграет, не начнут" - уверенно сказал стоявший рядом в ожидании свободного места какой-то безбилетник в майке AC/DC. И оказался прав. Едва битловский шедевр вышел на второй круг, вырубили свет и концерт начался.
Именно концерт, потому что шоу это назвать нельзя. Основная часть музыкантов его группы расположились в глубине, на высоком помосте, а у самого края сцены одиноко зависла подсвеченная со всех сторон стойка с микрофоном, к которой твердой и уверенной походкой вышел Джо Кокер.
И запел… Как просто и легко Кокер управляется со своей глоткой, как он живет на сцене! Кроме знаменитых манипуляций руками, имитирующих игру на невидимых инструментах, у него отточено каждое движение, каждый поворот головы, прыжки - все выверено до мелочей. Голос, звук и свет сливались в один мощный поток, которым музыканты словно старалась сбить налет чопорности и спеси с постоянных обитателей партера, заплативших за билет 100 зеленых.
Зрители реагировали тепло, особенно бурно, как и ожидалось, встречали композиции Unchain My Heart и You Can Leave Your Hat On. Дамочки средних лет, пожелавшие посидеть на полу в проходах, поближе к кумиру своей юности, были жестко разогнаны. Хамское поведение кремлевской охраны заметили со сцены. В какой-то момент саксофонист во время своего соло пошел в народ, то бишь в партер. Он пробежался вдоль первого ряда, на самых высоких нотах остановился рядом со стулом, на котором, как на троне, восседал охранник, и стал яростно дуть, в результате чего тот чуть не свалился, а зал пришел в восторг.
Собственно, это и была кульминация вечера. С публикой певец не общался, музыкантов представил в течении пары минут. Отбарабанив большинство своих хитов, сыграв Respect yourself с последнего альбома, он буквально убежал со сцены и больше не вернулся. Никто даже и не понял, что концерт закончился.
Мой друг композитор Гаврилов, прослушав историю о посещении концерта, сказал: "Типа, хорошо? Трех мулаток на бэки? А билеты были будь здоров! Час двадцать? Это похоже на чес. YES - вот они отработали честно, с оркестром, три часа. Может, он просто устал?"
Что ж, папа хороший, добрый, покуролесил в жизни, и хватит. Пора уважать себя!

Георгий Аветисов

Георгий Аветисов - музыкант, литератор, фотограф. В составе подпольной группы «Рикки-Тикки-Тави» сокрушал устои советской эстрады виртуозным исполнением в бешеном темпе джаз-роковых риффов на 13/8. Увлечение Индией и трансцендентальной медитацией чуть не довело Георгия до цугундера, но вовремя наступившая перестройка захлестнула артиста обилием творческих инициатив. Обнаружив в себе способность формулировать музыкально аналитические мысли внятно и даже поэтично, Георгий потянулся к перу. Обладая абсолютным слухом, нетерпим к любой фальши (журнал "Карьера", январь 2005)



4.03.2010

Moby

На фоне небесных струнныхMOBY "18" (2002) Новый диск Моби, вышедший...
4.03.2010

Ну чем не Дикий Запад?

Ну чем не Дикий Запад? -- Какую музыку они играют? -- спросил я у своего старого приятеля.-- Блюз, даже фанк-блюз...
4.03.2010

Продлите нам молодость, mr. Эл!

Продлите нам молодость, mr. Эл Сцена внезапно наполняется жизнерадостными цветами -- нежным лимонным, густым малиновым...
4.03.2010

Артур Пилявин

Погиб Артур Пилявин. На цифре 37.Я выключил свой работавший без остановки сидюк и в полной тишине рухнул в кресло. Пытаясь подобрать какие-то значительные...
4.03.2010

Уважай себя!

Уважай себя! Джо Кокер -- пожалуй, один из...
4.03.2010

Не "наша" музыка

Не "наша" музыка. Почти незамеченным прошел четвертый фестиваль "Богема Джазз". Несмотря на рекламу...
4.03.2010

Блэкмор

БЛЭКМОР Блэкмор - фигура значительная. У...
4.03.2010

Обзор дисков

ОБЗОР ДИСКОВ HAROLD BUDDThe Room Знаменитый композитор выпустил диск, выдержанный...
4.03.2010

В ожидании солнца

В ОЖИДАНИИ СОЛНЦА Четыре длинноволосые головы склонились над отечественным чудом -- кассетным магнитофоном...